Старейшее авиастроительное предприятие России НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина готовится к 220-летнему юбилею. Ежегодно завод наращивает объемы производства на 15 %, участвуя практически во всех отечественных перспективных авиационных проектах. О том, с какими планами и задачами «Гидромаш» подходит к столь значимой дате в беседе с генеральным директором предприятия Александром Лузяниным.
– Александр Владимирович, за более чем 200 лет своей истории «Гидромаш» неоднократно был первым: в выпуске новой продукции, в освоении технологий. Какие ключевые вехи Вы выделяете?
– Мой отец, Владимир Ильич Лузянин, называл «Гидромаш» заводом-первопроходцем. Со временем этот эпитет ушел в народ. И справедливо. Мы ведем летоисчисление от каретной мастерской Петра Ильина, которая в 1805 году открылась в Москве. На её вывеске размещалось изображение государственного герба, что говорит само за себя. К началу ХХ века мастерская выросла до одного из крупнейших промышленных предприятий страны, оснащенных по последнему слову техники. В разные времена предприятие выпускало авиационные двигатели, в том числе для самолета Сикорского «Илья Муромец», автоплуги «Фаулер», запущенные в производство по личному указанию Ленина, первые советские малолитражные автомобили НАМИ-1. В 1933 году по распоряжению Глававиапрома СССР «Гидромаш» приступил к производству авиационных шасси. В 1941 году был эвакуирован в Горький и за рекордные 18 дней запустил производство на новой площадке, обеспечив «ногами» каждый шестой самолет военного времени. В чем-то даже символично, что предстоящий юбилей Великой Победы совпадает с нашим. Ведь если бы не война, завод так бы и остался в Москве.
– Гвозди бы делать из тех людей, а в наше время приходилось осваивать продукцию, что называется, с колес?
– Было дело. В 2010 году по первому зову губернатора Шанцева за несколько дней освоили выпуск комплектующих к ранцевым огнетушителям «Барьер», которые были задействованы в ликвидации низовых пожаров, бушевавших в регионе. Работали 24/7. Выполнили поставленную задачу и по количеству, и по срокам.
– Шасси для «Бурана» – это гордость?
– Безусловно. И для тех, кто участвовал в их создании, и для молодежи, которая сегодня приходит на «Гидромаш». Советский Союз строил свой многоразовый космический челнок 12 лет, сотни заводов были задействованы в этой работе. Большинство отдельных узлов делалось по чертежам КБ Лозино-Лозинского. «Гидромаш» – один из немногих, кому удалось создать для «Бурана» самостоятельный агрегат собственный разработки. С нуля.
– Какова роль предприятия в российском авиастроении сегодня?
– Предприятие производит взлетно-посадочные устройства для самолетов и вертолетов, которые защищают наши воздушные рубежи и выполняют боевые задачи в зоне СВО, а также для машин, которым в ближайшем времени предстоит обеспечивать воздушные пассажирские перевозки. В первую очередь, это МС-21-310, Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал». Большое внимание уделяем беспилотной теме, так что конструкторы наши без работы не сидят.
Не оставляем производство компонентов для гражданской техники различного назначения: экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, тракторов. За это направление отвечает АО «Гидравлика». Мы наработали в этой сфере определенные компетенции, многое почерпнули в сотрудничестве с концерном «Либхерр», и планируем этот опыт применять. Налаживаем контакты с отечественными производителями, участвуем в специализированных выставках. Нашу продукцию выгодно отличает фундаментальность, поэтому внимание со стороны профессионалов к нам большое.
В последние три года портфель заказов «Гидромаша» формируется с ростом 15 %. Объем товарной продукции за 9 месяцев текущего года составил более 5,0 млрд рублей против прошлогодних 3,5 млрд рублей. Причем за счет оперативного планирования, рациональной организации труда, введения оптимальных графиков сменности это стало возможным при меньшей численности персонала. Не последнюю роль в этом играет и наше высокопроизводительное оборудование, которое работает в трехсменном режиме.
Стипендиаты «Гидромаша»: студенты нижегородского политеха и радиотехнического колледжа в музее завода / фото: НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
– Продолжаете модернизацию производства?
– Техническое перевооружение – обязательная статья бюджета завода. Ежегодно на обновление оборудования мы направляем значительные средства. Буквально на днях в одном из механических цехов установлен и готовится к пуско-наладке электроэрозионный проволочно-вырезной станок. В условиях ограничений изучаем предложения станкостроителей из Белоруссии и Китая. «Гидромаш» никогда не останавливал техническое развитие, так будет продолжаться и дальше.
– Понятно, что государственная задача по обеспечению российских авиакомпаний до 2030 года не менее чем 700 самолетами и вертолетами, потребует организации дополнительных рабочих мест. Что сможете предложить тем, кто захочет влиться в заводскую семью?
– На сегодняшний день средняя заработная плата на предприятии составляет 80350 рублей. В этом мы уступаем некоторым нашим коллегам-авиастроителям, но включаться в гонку по перекупке друг у друга квалифицированных специалистов мы не хотим осознанно. Мы подходим к решению вопросов рационально: рост зарплаты должен быть соразмерен росту производительности труда, в противном случае это лишь толчок к усилению инфляции. Убежден, что в ближайшей перспективе темпы зарплатной гонки замедляться и многие компании переключаться на стратегию обучения сотрудников. А тут мы соломки подстелили: получили лицензию на проведение образовательной деятельности, вошли в состав нижегородского авиационно-производственного кластера, учредили именную стипендию В.И. Лузянина для студентов политеха и радиотехнического колледжа.
Кроме того, мы сохранили социальную инфраструктуру: базу отдыха, дом спорта, столовую, в которой сегодня идет глобальный ремонт.
– Весть о закрытии столовой быстро облетела город, место пользовалось спросом у нижегородцев. Что на самом деле произошло?
– Когда мы приняли решение заняться столовой, мы не представляли масштабов бедствия. Здание полувековой давности, поэтому понадобились в том числе и укрепление фундамента, и замена коммуникаций. Сейчас идет остекление, согласован проект по облицовке, при этом мозаичный диптих «Сказка» работы художника Валентина Любимова сохранится. Планируется обновление оборудования, внутренний ремонт.
Естественно, основное неудобство в том, что наши работники на время лишись возможности поесть в шаговой доступности. Те категории заводчан, которые должны обеспечиваться обедами бесплатно, получают горячее питание в одном из соседних кафе.
– Александр Владимирович, в последнее время в общественном поле появляется немало негативной информации о заводе. Даже широко известные факты передёргиваются. С чем по-Вашему это связано?
– Вспомнились слова из «Незнайки на Луне» Носова: «Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких» и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! …. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах…» Не уверен, что дословно, но смысл я передал верно.
Не в первый раз вокруг «Гидромаша» пытаются создать негативное общественное мнение в интересах конкретных людей. Завод уникальный, на виду, лакомый кусочек, как говорится. Такое не однажды случалось и в бытность Владимира Ильича, так что кое-какой опыт у нас имеется.
– Несколько слов о деле, которое в эти дни слушается в районном Советском суде.
– Не буду кривить душой, это ситуация из разряда в семье не без урода. Она произошла в сложный для нашего коллектива момент, вскоре после ухода Владимира Ильича. Тяжело принять тот факт, что люди, которые пользовались доверием, оказались нечистыми на руку. Очень скрупулезно велось расследование, самым обстоятельным образом выяснялись все детали. Суд примет справедливое решение.
– Каким будет для «Гидромаша» юбилейный год?
– Объем по уже подписанным договорам превысит уровень текущего года на 15 %. Это позволит предприятию нормально развиваться, проиндексировать зарплату работникам. По-прежнему безусловным приоритетом в нашей работе останется гособоронзаказ, поскольку в условиях СВО спрос по нему особенно строгий, не меньше внимания потребуют и гражданские машины. «Гидромаш» практически сто лет посвятил авиации, а с такими традициями и опытом никакие виражи не страшны.
НАО «Гидромаш им. В.И. Лузянина» – ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.