Эстонские стартап-компании, работающие в сфере глубоких технологий, привлекли в этом году рекордный объем инвестиций и уплатили в государственную казну больше 42 млн евро налогов на рабочую силу. Что такое глубокие технологии и почему именно наукоемкое и технологичное предпринимательство – это шанс Эстонии стать более успешной? На этот вопрос в эфире Радио 4 ответил руководитель направления глубоких технологий в Startup Estonia Вайдо Микхейм.
Термин “глубокие технологии” вызывает вопросы в силу своей новизны. Специалисты объясняют, что корни идеи или решения уходят глубоко в науку или исследования – отсюда и “глубокие”, а само решение основано на технологии. Хорошим примером могут служить роботы Starship, которые передвигаются по улицам Таллинна и некоторых других мест, где применяются инженерные знания и технология.
Эстония привлекает инвесторов благодаря своей хорошей репутации в сфере стартапов
Как пояснил Микхейм, одна из областей, которая особенно выделилась в последнее время, – это оборонная промышленность. Например, производятся дроны, как летающие, так и те, которые перемещаются под водой.
“Можно сказать, что это как маленькие беспилотные подводные лодки, а использование беспилотных транспортных средств особенно актуально сейчас в оборонной сфере и, к сожалению, в войне в Украине. Создаются системы наблюдения и контроля – радары, оснащенные искусственным интеллектом, которые самостоятельно отправляют дроны и передают информацию о ситуации”, – сказал он.
Эстонские стартап-компании, работающие в этой сфере, привлекли в этом году рекордный объем инвестиций и уплатили в государственную казну больше 42 млн евро налогов на рабочую силу. Инвесторы, по словам Микхейма, представляют собой очень разнородную группу. Эстония привлекает их благодаря своей хорошей репутации в сфере стартапов.
“Наши технические и инженерные решения высоко ценятся. Если эстонец обещает, что что-то будет готово и будет работать, это действительно будет работать. Инвестиционный климат в стране также важен. Все больше инвестируют в реальные, физически ощутимые продукты и решения, которые решают проблемы реального мира, а не только в информационно-коммуникационные технологии”, – продолжил он.
В отношении промышленности распространены стереотипы
Экономический кризис, безусловно, оказал влияние и на оборот самих стартапов. Темпы роста замедлились, как рынок, так и инвесторы ожидают доказательств, что на их продукты и решения есть спрос. Но, с другой стороны, сектор по-прежнему вызывает интерес и в плане прибыли показывает хорошие результаты. Еще один вызов, который стоит перед компаниями, – рабочая сила. Хотя на ранних этапах стартапы в основном были ориентированы на эстонских основателей и работников, сейчас этот вопрос, увы, решается за счет иностранных специалистов.
“По мере роста компании становятся все более международными. Возникает проблема с доступностью рабочей силы и политикой в отношении поиска талантов. Мы, конечно, хотим, чтобы больше именно жителей Эстонии работало в таких компаниях. Однако сегодня часто получается так, что по мере роста компаний им требуется больше рабочей силы. Эстония – маленькая страна, поэтому мы вынуждены искать работников, зачастую за границей”, – добавил Михкейм.
Распространено мнение, что богатство и успех государства во многом зависит от того, есть ли на его территории крупные промышленные заводы, фабрики. Доля истины в этом есть, только вот промышленность уже не та, сказал специалист.
“Промышленность по-прежнему важна. Обрабатывающая промышленность очень важна для Эстонии, и именно благодаря ей создается благосостояние. Одна из проблем или, возможно, одно из заблуждений заключается в том, что мы представляем себе промышленность такой, какой она была в 60-80-х годах. Сегодняшний промышленник – это зачастую программист, химик и аналитик данных. То есть характер промышленности меняется, но это никак не умаляет ее значимости и ценности”, – пояснил Микхейм.